@importknig
Перевод этой книги подготовлен сообществом "Книжный импорт".
Каждые несколько дней в нём выходят любительские переводы новых зарубежных книг в жанре non-fiction, которые скорее всего никогда не будут официально изданы в России.
Все переводы распространяются бесплатно и в ознакомительных целях среди подписчиков сообщества.
Подпишитесь на нас в Telegram: https://t.me/importknig
Кейси Мишель «Иностранные агенты. Как американские лоббисты и законодатели угрожают демократии по всему миру»
Оглавление
Пролог: Плохой бизнес
Часть I
Глава 1. Страшные последствия
Глава 2. Что такое факт?
Глава 3. Мастер рекламы
Глава 4. Сломанный
Часть II. Монстры
Глава 5. Секретное рукопожатие
Глава 6. Мудрые люди
Глава 7. Избыток – это лучше
Глава 8. Стыд – для слабоков
Часть III. Революции
Глава 9. Безопасно для диктатуры
Глава 10. Украинские коктейли
Глава 11. Кровавые деньги
Глава 12. Некоммерческая организация
Часть IV. Страховые компании
Глава 13. Горшочек с золотом
Глава 14. Черная дыра
Глава 15. Ты в жопе
Глава 16. Республика под угрозой
Глава 17. Рекламная книга мистера Ли
Послесловие. Ноябрь 2023 года
Примечания
Пролог: Плохой бизнес
Первое, что я узнал в школе, - это то, что некоторые люди - идиоты; второе - что некоторые еще хуже.
-Орхан Памук
19 мая 1934 года человек по имени Айви Ли сидел перед рядами чиновников американского конгресса, которые пытались выяснить, не работает ли Ли тайно на новый режим в Германии, известный как нацистский.
Ли не был неизвестной фигурой для этих чиновников. В накрахмаленном воротничке и костюме в полоску, с тяжелыми щеками, начинающими потеть в душном помещении, Ли имел знакомый вид. К началу 1930-х годов Ли уже был американской знаменитостью: человеком, близким к политикам, магнатам и культурным иконам, определявшим их карьеру, политику и направление развития страны в целом. Незадолго до этого Ли запустил совершенно новую индустрию, которая быстро распространилась по всей стране. Для его сторонников это новое предприятие было спасителем американского капитализма: сплав рекламы и советов, полезный как для владельцев бизнеса, так и для политических сил, пытающихся ориентироваться в напряжении начала двадцатого века. Для его недоброжелателей это было просто оправданием для наложения декораций на откровенный обман, вращая ложь на службе у клиентов с большими деньгами, которые пытались защитить свое богатство от масс.
Для большинства американцев, в том числе и для тех чиновников Конгресса, которые сейчас смотрели на Ли, все еще оставалось туманным. "В чем заключается ваше дело?" - спросил Джон Маккормак, демократ, возглавлявший комитет , перед которым сидел Ли, известный как Комитет по неамериканской деятельности Палаты представителей. 2
Ли оглянулся на него. "Это очень сложно описать, господин председатель", - ответил он. Некоторые называют это "агентом по связям с общественностью". Кто-то называет это "советник по связям с общественностью". Но это даст вам общее представление о ней". 3 Даже Ли, возможно, не знал, что он запустил.
Но другие заметили. Эта новая отрасль - "связи с общественностью", как ее стали называть, - привела к Ли клиентов со всей страны. Среди них были гиганты Позолоченного века, которые обращались к Ли за помощью, чтобы похоронить противоречия - такие, как Рокфеллеры, которые полагались на Ли, чтобы помочь скрыть некоторые из самых страшных массовых убийств в истории Америки. Медные, сталелитейные и банковские магнаты обращались к Ли, чтобы помешать любому регулятивному надзору. Плутократы железнодорожной отрасли, которые до сих пор удерживают контроль над американским транспортом, зависели от Ли, чтобы сохранить свои монополии. И были политики той эпохи, глубоко сидевшие в карманах этих американских олигархов и полагавшиеся на помощь Ли в блокировании прогрессивных сил, поднимавшихся по всей стране.
Но они были не единственными. По мере того как Ли добивался успеха в Америке, к нему стали обращаться международные клиенты, причем из самых разных политических кругов. Силы фашизма, набирающие силу в Италии, встретили Ли с распростертыми объятиями. Поднимающиеся тоталитаристы в Москве также с нетерпением ждали, какие возможности сможет открыть Ли.
И там, в Германии, был клиент, который нанял Ли в начале 1930-х годов: компания под названием I.G. Farben, которая, как сказал Ли американским чиновникам в тот день в 1934 году, была озабочена тем, как Германию воспринимают в Соединенных Штатах, и как Ли мог бы улучшить ситуацию.
Высшие чины в I.G. Farben знали о талантах Ли. Они читали о его связях и хитрости, о его готовности открывать двери и обелять тех клиентов, которые готовы были заплатить за его услуги больше. Как рассказал Ли следователям Конгресса, I.G. Farben с радостью оплачивала работу Ли, некоторые из этих услуг по "связям с общественностью", о которых они так много слышали, лишь бы он облегчил Германии улучшение ее имиджа в Соединенных Штатах - и расширил усилия и успех новой диктатуры, строящейся в Берлине. "Директора компании сказали мне, что их очень беспокоят отношения Германии с Соединенными Штатами и антагонизм по отношению к Германии в США", - признался Ли на слушаниях. "Они хотели получить совет, как можно улучшить эти отношения. Поэтому они договорились со мной, чтобы я дал им такой совет". 4 И это, по мнению Ли, было все: честное соглашение, основанное на честном совете. Он не нарушал законов. Он не совершил никаких преступлений. И он был рад принять плату - эквивалент более полумиллиона долларов с учетом инфляции - за такую помощь.
Ли утверждал, что его советы касались только I.G. Farben - в любом случае, такие советы не были особенно спорными. Он сказал своим немецким коллегам, что если они хотят, чтобы режим в Берлине, который Ли предпочитает называть "немецким правительством", а не нацистами, добился успеха, им следует избегать откровенно очевидной пропаганды. "Наши люди считают это вмешательством в американские дела, а это плохой бизнес", - утверждал Ли. (Когда Маккормак спросил, не думал ли Ли когда-нибудь выступить в роли рупора пропаганды, Ли замялся, сказав, что "давно занял позицию, что я не буду распространять ничего, никакой [пропаганды], какой бы безобидной она ни была"). 5 Вместо этого Ли посоветовал нацистам "установить более тесные отношения... с американскими корреспондентами, находящимися в Германии", и попытаться заставить этих журналистов распространять нацистские сообщения. Это, говорил Ли своим немецким партнерам, было ключевым моментом: найти надежных рупоров и посредников, которые могли бы распространять нацистские сообщения далеко и широко, и все это ради улучшения отношений между Соединенными Штатами